Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.sfa.org.ua:80/handle/123456789/1284
Title: Інтелектуальна навчальна система підготовки диспетчерів управління повітряним рухом
Other Titles: Интеллектуальная обучающая система подготовки диспетчеров управления воздушным движением
Intelligent training system for training management controllersby air traffic
Authors: Сорока, М. Ю.
Сало, Н. А.
Матющенко, О. Г.
Soroka, M.
Salo, N.
Matiushchenko, O.
Keywords: управління повітряним рухом
інтелектуальна система
розподілена система
мультиагентна система
штучний інтелект
модель навчання
управления воздушным движением
интеллектуальная система
распределенная система
мультиагентная система
искусственный интеллект
модель обучения
air traffic control
intelligent system
distributed system
multi-agent system
artificial intelligence
training model
Issue Date: 2020
Publisher: not found
Citation: Сорока, М. Ю. Інтелектуальна навчальна система підготовки диспетчерів управління повітряним рухом / М. Ю. Сорока, Н. А. Сало, О. Г. Матющенко // Системи обробки інформації. - 2020. - Випуск 2 (161). - С. 29-36. DOI: 10.30748/soi.2020.161.04
Abstract: В статті розглянуті основні методи організації інтелектуального навчального середовища підготовки диспетчерів управління повітряним рухом. Обґрунтована необхідність створення інтелектуальної навчальної системи в адаптивних тренажерах диспетчерів управління повітряним рухом. Інтелектуальні навчальні системи повинні базуватись на основі синтезу імітаційно-моделюючих комплексів у вигляді роз-поділених систем обробки даних для імітації поведінки середовища навчання. В роботі сформовані вимоги, що висуваються до побудови мультиагентного середовища інтелектуальної навчальної системи підготовки диспетчерів управління повітряним рухом. З метою забезпечення моделювання інтелектуального поводження об'єктів, що входять у віртуальне середовище навчання, запропоновано створення інтелектуальних об'єктів, як елементів мультиагентної системи з використанням методів планування дій. Запропоновано підхід удосконалення та розширення функціональних можливостей системи підготовки диспетчерів управління повітряним рухом. Запропонована архітектура інтелектуального агента навчальної системи підготовки диспетчерів управління повітряним рухом створена на базі елементівInterRRa архітектури, що забезпечує взаємодію агента з зовнішнім середовищем та іншими агентами через модель фізичного представлення об'єкта. Наведена математична модель інтелектуального агента в якій враховано можливість здійснення впливу на зовнішнє середовище. Розроблена модель мультиагентного середовища інтелектуальної навчальної системи яка забезпечує ідентифікацію ситуації в підсистемі підготовки і прийняття рішень, що виконує передачу управління на відповідний рівень ієрархії системи поводження інтелектуального агента. Особливістю розробленої структури мультиагентного середовища інтелектуальної навчальної системи є використання моделі поведінки інтелектуальних агентів, що забезпечують змінну поведінку і можливість рішення задач підготовки і прийняття рішень своїх подальших дій за допомогою різних моделей поведінки. В статье рассмотрены основные методы организации интеллектуальной обучающей среды подготовки диспетчеров управления воздушным движением. Обоснована необходимость создания интеллектуальной обучающей системы в адаптивных тренажерах диспетчеров управления воздушным движением. Интеллектуальные обучающие системы должны базироваться на основе синтеза имитационно-моделирующих комплексов в виде распределенных систем обработки данных для имитации поведения среды обучения. В работе сформированы требования, предъявляемые к построению мультиагентной среды интеллектуальной обучающей системы подготовки диспетчеров управления воздуш-ным движением. С целью обеспечения моделирования интеллектуального поведения объектов, входящих в виртуальную среду обучения предложено создание интеллектуальных объектов, как элементов мультиагентной системы с использованием методов планирования действий. Предложен подход усовершенствования и расширения функциональных возможностей системы подготовки диспетчеров управления воздушным движением. Предложена архитектура интеллектуального агента обучающей системы подготовки диспетчеров управления воздушным движением созданая на базе элементов InterRRa архитектуры, которая обеспечивает взаимодействие агента с внешней средой и другими агента-ми через модель физического представления объекта. Приведена математическая модель интеллектуального агента, в которой учтена возможность оказания влияния на окружающую среду. Разработанная модель мультиагентной среды интеллектуальной обучающей системы, обеспечивающей идентификацию ситуации в подсистеме подготовки и при-нятия решений, выполняет передачу управления на соответствующий уровень иерархии системы обращения интеллектуального агента. Особенностью разработанной структуры мультиагентной среды интеллектуальной обучающей системы является использование модели поведения интеллектуальных агентов, обеспечивающих перемену поведения своих дальнейших действий и возможность решения задач подготовки и принятия решений с помощью различных моделей поведения. The article describes the basic methods of organizing an intelligent learning environment for the training of air traffic controllers. The necessity of creating an intelligent training systemin adaptive simulators of air traffic controllers is substantiated. In order to provide modeling of the intellectual behavior of objects included in the virtual learning environment, the creationof intelligent objects as elements of a multi-agent system using action planning methodsis proposed. Intelligent learning systems should be based on the synthesis of simulation-modeling systems in the form of distributed data processing systems to simulate the behavior of the learning environment. The work contains the requirements for the construction of a multi-agent environment of an intelligent educational system for training air trafficcontrollers. An approach is proposed for improving and expanding the functionality of the training system for air traffic controllers. The proposed architecture of the intelligent agent of the training system for the training of air traffic controllers created on the basis of InterRRa architectureelements, which provides the agent's interaction with the environment and other agents through the model ofthe physical representation of the object. A mathematical model of an intelligent agent is presented in which the possibility of influencing the environment is taken into account. The developed model of the multi-agent environment of an intelligent learning system that provides identification of the situation in the subsystem for preparing and making decisions, transfers control to the appropriate level of the hierarchy of the intelligent agent circulation system. A feature of the developed structure of the multi-agent environment of an intelligent learning system is the use of the behavior model ofintelligent agents that provide a change inthe behavior of their further actions and the ability to solve training and decision-making problems using various behavior models.
URI: http://dspace.sfa.org.ua:80/handle/123456789/1284
Appears in Collections:Наукові публікації

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Titul.pdf836.14 kBAdobe PDFView/Open
Zmist.pdf273.13 kBAdobe PDFView/Open
Soroka_rozpodilena.pdf450.21 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.